(† 12.10.638, Рим), папа Римский (с 27 окт. 625). Согласно Liber pontificalis, род. в Кампании, сын рим. консула Петрония. Сведений о жизни Г. до избрания папой не сохранилось. При Г. были проведены крупные хозяйственные работы в Риме: восстановлено неск. древних храмов, зал заседаний рим. сената перестроен в ц. мч. Адриана, построены церкви св. Кириака и св. Лукии на Остийской дороге и ц. св. Северина, отремонтирован акведук имп. Траяна. Особое внимание Г. уделял нравственному состоянию духовенства в визант. владениях. В 626 г. Г. вызывал на суд в Рим еп. Сиракуз Петра, уличенного в связях с блудницами, и Никопольского митр. Ипатия, заподозренного в содействии убийству своего предшественника митр. Сотерика.
Стремясь искоренить арианство среди лангобардов, Г. поддерживал лангобардского кор. Адальвальда (Адалольда), смещенного арианином кор. Ариольдом (Ариовальдом), и безуспешно обращался с просьбой о поддержке Адальвальда к экзарху Равенны Исаакию. Противодействуя т. н. аквилейской схизме (см. в ст. Аквилея), при помощи визант. имп. Ираклия Г. добился удаления пребывавшего в схизме Аквилейского патриарха Фортуната и избрания на его место своего кандидата еп. Примогения. Заботясь о распространении христианства в Англии, Г. направил поздравительное послание принявшему в 627 г. крещение кор. Нортумбрии св. Эдвину, а крестившего его Павлина назначил архиепископом Йоркским (634). По указу Г. для проповеди христианства среди зап. саксов в Уэссекс был послан свт. Бирин, основавший еп-ство в Дорчестере (635). Одновременно благодаря увещаниям папы ирл. епископы на Соборе в Ма-Лене (Олд-Лилин) приняли решение отказаться от кельт. традиции исчисления Пасхи, и к 633 г. в Юж. Ирландии распространилась рим. пасхалия. В 633 г. представитель Г. диак. Турнин участвовал в работе IV Толедского Собора (см. Толедские Соборы), однако в кон. 30-х гг. между Г. и испан. епископами произошел конфликт. На Толедском Соборе 638 г. еп. г. Цезаравгусты (совр. Сарагоса, Испания) св. Браулио выступил с возражениями против присланных папой обвинений испан. епископов в мягкости по отношению к иудеям, формально принявшим христианство, но продолжавшим соблюдать иудейские обычаи.
В эпитафии за заслуги перед Римом Г. назван «предводителем (вождем) народа» (dux plebis). В ц. св. Агнессы в Риме сохранился мозаичный портрет Г., выполненный, вероятно, при его жизни.
Г. принял участие в христологических спорах, после того как в 634 г. К-польский патриарх Сергий направил ему послание, в к-ром убеждал в преимуществах учения о моноэнергизме. Г. ответил, что не стоит спорить по вопросам, к-рые не рассматривались Соборами, но в то же время употребил формулу «единая воля Господа» (подробнее см. в ст. Вселенский VI Собор). VI Вселенский Собор (681) анафематствовал Г., признав изложенное им в посланиях к патриарху Сергию учение не соответствующим правосл. вере. Это анафематствование признавалось в Риме до XI в., что является важнейшим аргументом против католич. догмата о папской непогрешимости. Даже католич. исследователи (еп. К. Й. фон Гефеле, А. Рукгабер) признавали наличие в посланиях Г. ошибочных христологических суждений.